ПОНОМАРЕВА ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА

Москва, Россия

Сказкотерапевт-консультант, тренер с 20-летним опытом работы. Авто и соавтор многочисленных публикаций по актуальным темам сказочного направления в психологии, в том числе ряда книг по практике сказкотерапии, символогии и др.

All Sessions by ПОНОМАРЕВА ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА

Баба-Яга как зеркало русской фольклорной революции

Мастер-класс посвящен многозначности потенциала образа Бабы Яги и способам применения этого образа в практиках сказкотерапевтов. В основном эти практики помогут в работе со взрослыми. Вместе с тем, некоторые из предложенных на мастер-классе психологических упражнений применимы и в работе с подростками. Основная идея заключается в том, что психотерапевтический потенциал Бабы Яги до настоящего времени недооценен, и мы покажем некоторые дополнительные ресурсы, которые он имеет

На что способен… нос? В сказках и по жизни

Всем известны сказочные персонажи с примечательными носами. Их появление не случайно: в культурных традициях народов мира нос имел символическое значение, а по егоформе определялся характер обладателя. Функциональные возможности этой примечательной лицевой фигуры не исчерпываются дыханием и обонянием. Носвзаимодействует с другими органами чувств, участвует в процессе ощущения эмоций, связан с памятью и не только. Поэтому ему отводится немаловажная роль в техниках телесно-ориентированной психотерапии, – предлагаю ознакомиться с апробированными на практике

Плеяда богов – покровителей родовых традиций в славянском пантеоне

На Руси исстари к родству относились с пристальным вниманием. Связанные с ним божественные персонажи были распределены по сферам влияния и уровням компетенции. Среди них Род и Рожаницы, Макошь и другие. Например, Стрибогу (старому богу, богу-отцу) посвящалась суббота, которая на века стала родительским днем. В “Слове о полку Игореве” русичи названы Даждьбожьими внуками. Это важно как с точки зрения культурной традиции, которую зарождают присущие божественным образам символы (Т. Парсонс), так и выражения в этих символах “пережитой духовности” (М. Элиаде). Оба аспекта значимы для сказкотерапии