ПРОГРАММА
2 февраля
10.00-10.10
Приветствие к участникам фестиваля
10.10-10.50
Сказки и сказкотерапия: трансспективный взгляд
Трансспективный взгляд подразумевает рассмотрение сказки и сказкотерапии в прошлом, настоящем и будущем. Откуда взялись сказки? Какова их роль в развитии человеческой культуры? Как менялись трактовки сказок в науке с начала ее изучения до настоящего момента? Что представляет собой современная сказкотерапия и каковы ее перспективы?
Вачков Игорь Викторович
10.55-11.35
Восприятие сказки современными детьми, подростками и взрослыми (на примере сказки «Щелкунчик»)
Поколенческие разрывы в смыслах и интерпретациях – одна из вечных проблем понимания. На встрече в формате сторитейлинга обсудим. что такое ассоциативно-смысловое поле, как дети и взрослые понимают сказки, вспомним знаменитую сказку Э. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» и ее знаменитые интерпретации в музыке, балете, анимации.
Ключко Ольга Ивановна
11.40-12.20
Ландшафты сказочных дорог
Сказочное пространство, как и мир – протяженное и разнообразное, там есть поля и леса, озера и водопады, горы и пещеры, снежные вершины и знойные пустыни. В каждой сказке есть герои, и мы заворожённо следим за их судьбой и способностью преодолевать невозможное.
Каждый герой вступает в отношения с природой, преодолевая или договариваясь, но не каждый слушатель обращает внимание на целительность сказочного ландшафта.
На мастерской участники познакомятся с практикой, помогающей исследовать и трансформировать собственное эмоциональное состояние с помощью знакомства со сказочным ландшафтом.
Буренкова Елена Валентиновна
12.25-13.05
Образы поля как ресурс восстановления после потери. Сказкотерапия для детей и взрослых
Участники познакомятся с авторским методом арт-реконструкции. Через художественные образы картин изобразительного искусства сочинят сказки, помогающие обнаружить и активизировать ресурс для преодоления ситуации потери. Будут техники для групповой и индивидуальной работы.
Антипова Надежда Евгеньевна
Кандидат психологических наук, доцент, практикующий̆ психолог (более 25 лет), член Международной Профессиональной Ассоциации Психологов, лауреат национального психологического конкурса “Золотая Психея-2017”, автор книг
13.10-13.50
Трансформации мифа о Вечной Мудрости
На мастер-классе мы исследуем истоки и развитие одного из ключевых мифов европейской культуры. Каким образом он преломлялся в разных эпохах и как повлиял на нашу науку психологию?
САВКИН МАКСИМ СЕРГЕЕВИЧ
Магистр психологии, сказкотерапевт, специалист в области юнгианской психологии и психоанализа
13.55-14.35
ПЕРЕРЫВ
14.40-15.20
Формула имаго и личные трансформации
О чем: трансформация – юнгианский архетип или прикладной элемент когнитивно-поведенческой терапии? Какой элемент форумы имаго-главный подарок волшебника? Подискутируем об этом, а также разблокируем энергию замороженных эмоций для успешного применения – немного порисуем.
Ахошина Екатерина Александровна
15.25-16.05
Метафоры в сказке и жизни
В теоретической части мастер-класса рассмотрим: понимание метафоры,
как они рождаются, как они окружают, направляют нас, взгляд на метафору глазами психофизиолога. В практической части семинара будет показано, как можно сделать свою метафорическую карту-коллаж.
Чугрова Мария Евгеньевна
16.10-16.50
Возрастные инициации как этапы взросления. Отношение к женским циклам у разных народов мира
Сказки и мифы о женских инициациях народов мира.
В практической части – вокально-танцевальная практика из женских инициаций Замбии и индейцев лакота. Появление месячных как первый большой праздник в жизни девочки и первая инициация в женскую суть. Менопауза как один из главных праздников в жизни женщины, обретение свободы и мудрости.
Анна Бену
16.55-17.35
Инициация «женской души» на примере сказки о Василисе и её встрече с Бабой Ягой
Наши сказочные сёстры вовсе не по глупости уходили в запретный лес, откусывали отравленное яблоко и как будто бы случайно укалывали палец веретеном. Они знали, что делают. То была инициации души. Опыт взросления и взращивания женской сути.
«Ступай в лес, ступай! Если никогда не пойдешь в лес, с тобой никогда ничего не случится, и твоя жизнь так и не начнется».Также нас ожидает поддерживающая практика с метафорическими ассоциативными картами
Савченко Анна Андреевна
17.40-18.20
Сказка про ВозМожностей
Для работы участникам необходимо иметь колоду ресурсных карт, небольшие фигурки-предметы. Каждый участник напишет для себя именную сказку
Исламова Лариса Анатольевна
18.25-19.05
Развитие ценностно-смысловой сферы взрослых и детей средствами сказкотерапии
Работа с авторской сказкой.
Внимание! Разыскивается «Внутренний ребенок», пропал лет 10-15 назад…
Все мы из мира под названием детство. С помощью сказки и элементов сказкотерапии легко можно открыть занавесь в этот волшебный мир. Мягко, экологично отыскать и подсветить психологические проблемы и пути их преодоления, встретиться со своим внутренним ребенком, обрести ресурсы.
Амельян Лиана Григорьевна
19.10-19.50
Библиотерапия как метод работы психолога
Чтение и разбор короткого рассказа как метафоры психологической проблемы. На примере взаимоотношений героев произведения разбирается тема Счастья и возникающих конфликтов в межличностных отношениях, связанных с недопониманием друг друга.
Стовбун Наталья Юрьевна
3 февраля
10.00-10.05
Приветствие второго дня фестиваля
Вачков И.В.,
Мелентьева О.С.
10.05-10.45
Русская народная сказка как проводник в развитии личности ребёнка раннего возраста.
На мастер-классе рассмотрим сказку как особый способ освоения мира, способ, позволяющий ребенку в специфической форме присвоить, понять и по-своему систематизировать тот поток знаний, который обрушивается на него со всех сторон и который не хочет ждать, пока мышление ребенка не станет «научным».
Беляева Кристина Владимировна
10.50-11.30
Возможности сказкотерапии в психологической работе с детьми дошкольного возраста
Мастер-класс по работе с детьми 4-7 лет в подгрупповой форме. Основан на интеграции воспитательного потенциала народных сказок и интеллектуального потенциала развивающих игр В.В. Воскобовича. Каждое занятие посвящено работе с одной народной сказкой в ключе трех важных аспектов развития ребенка – духовно-нравственного, социально-коммуникативного и познавательного.
Зайцева Ольга Игоревна
11.35-12.15
Сказки на песке
Опыт использования сказкотерапии в работе с дошкольниками.
Погружение в сказку с дошкольниками — это волшебное путешествие, в котором ребенок может быть собой. Погружая ребенка в сказку, я дополнительно использую волшебную песочницу, на которой может развиваться разный сказочный сценарий. Такие занятия позволяют не только погрузить ребенка в сказочную ситуацию, но и решить определенные проблемы.
Минчева Ольга Сергеевна
12.20-13.00
Сказка как инструмент психокоррекционной работы с детьми
Прием построения терапевтической сказки по методу Р. Гарднера. Кейс – энурез девочки пяти с половиной лет.
Колесникова Светлана Валерьевна
13.05-13.45
Развитие символического опыта у обучающихся с расстройствами аутистического спектра через сказку
Общение – совершенно необходимое условие жизни людей, без него невозможно формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, личности в целом. Особенно важным это оказывается для детей с расстройством аутистического спектра, для которых проблемы взаимоотношений с окружающими людьми выходят на первый план.
Филинова Елена Александровна
Шмаленная Вера Викторовна
13.50-14.20
Танец радости
Ролик посвящен детям с тяжёлыми множественными нарушениями развития.
Любова Анна Владимировна
Рысина Ирина Владимировна
Самсонова Алла Владимировна
14.25-15.05
Сказкотерапия и поиск внутренних ресурсов в работе с подростками
С искренним интересом из детской позиции будем исследовать через метафорические ассоциативные карты своего внутреннего Героя и сочиним волшебные истории, которые смогут стать личной терапевтической метафорой.
В результате участники смогут познакомится с простой и эффективной методикой работы со старшими школьниками, направленной на самопознание, соприкоснуться со своими внутренними ресурсами, создать эффективный якорь запуска ресурсного состояния через личную сказочную историю.
Понукарина Наталия Ивановна
14.35-15.15
ПЕРЕРЫВ
15.20-16.00
Квадро-цветовая типология личности
Как с помощью сказочных персонажей научиться влиять на своё окружение, правильно сонастроиться с собеседником и повести его за собой?
Барышева Марина Викторовна
Практикующий психолог, преподаватель, коуч, сказкотерапевт, арт-терапевт, ведущий курса по нейрографике. Координатор программы в Национальном фонде защиты детей от жестокого обращения
16.05-16.45
По щучьему велению: структурирование желаний и развитие воли
На мастер-классе проведем краткий анализ народной сказки «По щучьему велению» и одноименного кинофильма 2023 года как близких, но разных историй о мужском пути индивидуации (по К.-Г. Юнгу). Причины развития «синдрома Емели», типичные клиентские случаи. Основные формы работы со сказкой и фильмом, формирование вопросов для обсуждения с учетом возрастных особенностей.Мотивы символдрамы, направленные на формирование структуры желаний, экспансию и развитие воли к действию.
Погребная Светлана Кронидовна
Кандидат психологических наук, специалист в области глубинной психологии и психоанализа, психотерапевт по методу кататимно-имагинативной психотерапии, арт-терапевт, эксперт в области медиации
16.50-17.30
Путешествия и сказка
О том, как строить маршрут, опираясь на сюжет мифа или сказки: как эти сюжеты ведут за собой, несмотря на визуальный мусор на маршруте, несмотря на не самый подходящий маршрут. Рассмотрим эти вопросы на примере маршрута в городе Яффо, Тель-Авив, на основе мифа про Андромеду и Персея (хотя практически ничего сейчас в городе не напоминает об этом сюжете).
Конопельцева Юлия Владимировна
Юнгианский психолог, сказкотерапевт, ландшафтный аналитик. Спортсменка и тренер по ездовому спорту, владелица питомника сибирских хаски. Путешественница со стажем по природным, сказочным, мифологическим и душевным ландшафтам
17.35-18.15
Обманщики и лгуны в мифах, сказках и реальной жизни
В сказках, мифах, легендах мы нередко встречаем тех, кто что-то специально утаил, исказил, придумал. И обычно это ключевые фигуры, которые меняют ход событий. Мы можем по-разному относится к таким персонажам, но их яркие деяния запоминаются надолго. Неоспоримый плюс сказок с их участием – алгоритмы, которые помогут нам общаться с подобными личностями, повстречавшимися в реальной жизни.
Кравченко Алексей Александрович
Клинический психолог, создатель и руководитель Музея психологии, дефектологии и логопедии
18.20-19.00
Волшебное заклинание
В те времена, когда кажется, что слова других людей не те, что нужны, нет у них для нас подходящих слов, когда кажется, что и самому себя порой понять сложно, внутри нас есть слова ресурсные, поддерживающие, которые звучат как волшебное заклинание и мир становится светлее от них.
Макогонова Алевтина Николаевна
Психолог, преподаватель психологии,
Психолог в психологической службе. Специализируюсь в гештальт подходе при работе с семейными парами, кризисами и травмами
19.05-19.45
Сказки с ароматом кофе
Сказкотерапия и рисование в технике кофеграфии как метод гармонизации личности. Вас ждёт тандем психологических техник «Арт-кофе» и сказкотерапии.
«Арт-кофе» – это интуитивное рисования кофейным сиропом с помощью арт-терапевтических техник. Благодаря сочетанию со сказкотерапевтическими приемами происходит более глубокое погружение в себя и свой внутренний мир.
Это интересный и доступный, а главное бережный способ выстраивания диалога с самим собой!